электронный журнал - "Журнал "На службе у детства №1 2010г."

Формирование и развитие

навыков устной речи младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

Научить ребёнка говорить - значит научить его мыслить.

 

 

ПЕЛЕЦКАЯ Галина Владимировна

учитель начальных классов

Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, так как речь связана с мышлением. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Развитие устной и письменной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба в школе, но и умение выразить свои мысли, чувства, быть интересным собеседником. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.

В современной педагогике превалирующим дидактическим принципом является принцип коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими, что делает данную работу более актуальной.

В течение последних четырех лет я работала с классом, в котором 13 человек. Из них 12 обучающихся с диагнозом ЗПР и один обучающийся с нарушением интеллекта. При поступлении в школу эти дети предпочитали игру всем видам деятельности, были крайне непосредственны в своем поведении, неумелы в самообслуживании. Они плохо включались в учебную деятельность, не воспринимали и не выполняли школьных заданий. Психолого-педагогическое и логопедическое исследование данных детей при поступлении в школу показали, что у 80% детей имеются разные по степени выраженности отклонения в развитии всех компонентов языковой системы, а именно:

  • Артикуляционной моторики, звукопроизношения;
  • Фонематического восприятия;
  • Слоговой структуры слога;
  • Навыков словообразования и языкового анализа;
  • Словарного запаса;
  • Грамматического строя речи;
  • Понимания и моделирования логико-грамматических конструкций и связной речи в целом.

Большинство учащихся испытывали затруднения в овладении чтением и письмом: 4 человека нуждались в занятиях с логопедом. У всех детей снижена работоспособность, низкая познавательная активность, недоразвитие психосенсорных процессов.

Учитывая вышеизложенное, были намечены следующие направления работы:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет точная четкая, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Поэтому в начале урока чтения я провожу речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:

а) Артикуляционная гимнастика, которая полезна для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;

б) Дыхательно-голосовые упражнения (дополнение к артикуляционной гимнастике);

в) Фонетическая зарядка (звукоподражание);

г) Пальчиковая гимнастика – является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, является мощным средством, стимулирующим развитие мышления ребенка;

д) Чистоговорки, скороговорки – являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги.

С этой целью использую дидактические игры: «Подбери слова», «Угадай-ка», «Сколько звуков» и др.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

Огромную роль в формировании активного словарного запаса, обогащении и уточнении словаря оказывает учебное пособие З.И.Баевой «Учение с увлечением», которое я использую в своей работе. Данное учебное пособие помогает делать обучение увлекательным, познавательным, радостным. Стихи З.И.Баевой со словарными словами не только оживляют урок, вносят в него занимательность, будят интерес, они помогают преодолеть школьникам убогость слова и мысли глубже осознать красоту, богатство русского языка.

Также, для расширения и обогащения активного словарного запаса мною на уроках используются элементы устного народного творчества, что помогает открыть учащимся «глаза в мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их душевные качества, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. В своей работе я использую загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания. Все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное и, наоборот, в необычном – обычное, в быте – поэзию. Свое преподавание я стараюсь строить так, что бы оно не только захватило ум, но и развивало бы чувства ребенка. Ведь создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшения к урокам, а необходимое условие для получения знаний.

4. Формирование связной речи.

С целью формирования связной речи у младших школьников с ЗПР, использую следующие приемы:

а) Обучение разным видам пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);

б) Составление рассказа по серии картинок;

в) Составление рассказа по сюжетной картинке;

г) Составление рассказа по предложенному плану;

д) Составление рассказа по заданному началу и концу.

В результате работы по формированию коммуникативных способностей данных детей за истекший период получены следующие результаты:

  • у 90% учащихся улучшилось звукопроизношение;
  • у 100% учащихся расширился и обогатился активный словарный запас;
  • у 100% учащихся совершенствовалась связная речь (диалогическая, монологическая);
  • 100% учащихся умеют поддержать беседу; правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы;
  • у 80% учащихся усовершенствовался грамматический строй речи.

В целом, результаты работы можно представить в виде диаграмм:

 

Диаграмма качества знаний по чтению и развитию речи

в период с 2005 по 2008 г.г.

Диаграмма развития и коррекции звукопроизношения

в период с 2005 по 2008 г.г.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная комплексная работа по формированию и развитию навыков устной речи учащихся с задержкой психического развития позволила развить коммуникативные компетенции у обучающихся, повысить процент качества знаний по предметам, а также расширить представления учащихся об окружающей действительности, о людях и их взаимоотношениях, что дает положительные результаты в социализации детей данного класса.