• Главная
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Образовательные стандарты
  • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Информация о поступлении финансовых и материальных средств, об их расходовании по итогам финансового года
    • Средняя заработная плата
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический состав)
  • Основные сведения
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Контакты
  • Образование
    • Информация о реализуемых уровнях образования
    • Образовательные стандарты
    • Начальное общее образование
    • Основное общее образование
    • План работы школы
    • Учебный план-график
    • Учебный план
    • Педагогический совет
    • Методический совет
    • Индивидуальное обучение школьников с ОВЗ
    • Дополнительное образование
    • Рабочие программы аннотации к рабочим программам дисциплинам
    • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам
    • Информация о формах обучения
    • Нормативные сроки обучения
    • Срок действия государственной аккредитации
    • Образовательная программа
  • Документы
    • Лицензия и аккредитация
    • Устав школы
    • Локальные акты
    • Основная образовательная программа
    • Целевые образовательные программы
    • Расписание уроков
    • Кодекс профессиональной этики педагогических работников
    • Сведения о численности обучающихся, воспитанников
    • Сведения о выпускниках образовательного учреждения
    • ГИА
    • Коллективный договор
    • Самообследование
    • Правила внутреннего трудового распорядка для учащихся
    • Профсоюз
    • Публичный доклад
    • Предписание органов осуществляющих контроль (надзор) в области образования
    • Бюджетная смета
    • Правила внутреннего трудового распорядка работников
    • Программа развития
    • Программа деятельности
    • Подготовка к новому учебному году
    • Подготовка к новому отопительному сезону
  • Наша школа
    • Безопасность школы
    • Попечительский совет
    • Условия содержания
    • Информатизация школы

Включить версию для слабовидящих

Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
О школе
  • Новости
  • Сетевые образовательные ресурсы
  • Методическая копилка
  • Наши достижения
  • Внешняя общественная оценка
  • Здоровый образ жизни школьников
  • Логопедическое сопровождение
  • Медицинское сопровождение
  • Противодействие коррупции
  • Социально-педагогическое сопровождение школьников
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Психологическое сопровождение
  • Антитеррористическая безопасность
Просмотры материалов : 775906
Поиск по сайту

своими руками

seo



  • Забыли пароль?
  • Забыли логин?
  • Регистрация
| Печать |
электронный журнал - "Журнал "На службе у детства №1 2010г."

Нестандартные приёмы

в работе над развитием  связной речи

младших школьников

 

 

Речь – это канал развития

интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут

усваиваться знания.

 

Н.И.Жинкин

 

КОНОВАЛЕНКО Елена Евгеньевна

учитель начальных классов

Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблема развития связной речи находится в центре внимания методической науки.

В течении последних десяти лет работаю над темой «Формирование навыков устной и письменной речи». Выбор данной темы был обусловлен недоразвитием у детей с ЗПР способности к осознанному анализу звуковой стороны речи, отсутствием интереса к таким формам абстрактной деятельности, как умение анализировать звуковой состав слов, что и затрудняет процесс овладения навыками чтения и особенно письма.

При поступлении в школу дети с ЗПР сохраняют черты дошкольников: предпочитают игру другим видам деятельности, крайне непосредственны в своём поведении, неумелы в самообслуживании. Они плохо включаются в учебную деятельность, не воспринимают и не выполняют школьных заданий.

Одним из актуальных вопросов в работе над развитием связной речи является создание системы обучения.

С первых дней детей в школе провожу в начале урока чтения и письма речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения, способствующие общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Эти упражнения сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребёнок пришёл в школу. У детей с ЗПР необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры.

Это предполагает:

-   развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой) речи;

-   развитие слуховой памяти и слухового аппарата;

-   совершенствование общих речевых навыков: обучение нетороп­ливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умерен­ной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение повышать и понижать голос);

-   верное употребление сходных звуков, наиболее часто смеши­ваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б.

Эта работа будет строиться на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочи­танном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.

1.  Упражнения на развитие артикулярной моторики

Игра «Веселый язычок» (речевая гимнастика, активизация мышц языка).

Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на улице, и захотел он погулять. Устал он, решил поесть, чтобы сил набраться. Стал молочко лакать, как кошечка. Вот он наелся, а губки испачкал. Почистил губки и решил поспать.

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса (как шелестят листья – тихо, громко, тихо). «Шумит ветерок» (ребята произносят звук Ш-Ш-Ш). Игры: «Лошадка», «Губы круглые как бублик», «Кто лучше сделает дудочку».

2. Физминутка (руки положить на парту и сжать кулачки)

Наши нежные цветки
Распускают лепестки

(раскрываем пальчики).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет

(шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают

(вращение кистями рук).

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, раз-два,
надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Дети, а кто еще из зверей живет в лесу? (Называют зверей).

Дети, чем питается в лесу белочка? Волк? Опишите белку. Опишите волка.

Кто будет волком? Кто будет белкой?

Так вот, волк, ты хочешь узнать у белки, почему она не голодает? А белка должна ответить.

Итак, снежная зима. Под елкой встречаются белка и волк. Волк: «Белка, скажи мне, почему ты зимой не голодаешь?» Белка: «Я не голодаю, потому что летом я тружусь, собираю грибы, шишки, в дуплах делаю запасы. А зимой их нахожу и ем. Я питаюсь растительной пищей, а ты волк - хищник. Запасы ты не делаешь, вот и ходишь зимой злой да голодный».

3. Работа над чистоговоркой

Чистоговорки учат внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи. Сейчас мы разучим стихотворение. Произносить его нужно громко и медленно. Говорить чисто и без ошибок. Стихотворение маленькое, но с секретом: трудно его произнести, чтоб не ошибиться. (Для внятного четкого произношения слов учитель четко выговаривает звуки речи).

За-за-за, уходи домой, коза.
зу-зу-зу, моем Катю мы в тазу
Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи, здесь живут ежи.

4. Речевые игры

Игра «Не пропусти профессию». Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:

- механик, липа, токарь;

- лампа, водитель, ножницы;

- сталевар, яблоко, болтун;

Игра «Четвертый лишний». Дети становятся в кружок. Я бросаю мячик и называю четыре предмета, три из которых относятся к одному понятию. Игроки должны определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю:

- яблоко, апельсин, груша, мячик;

- лошадь, собака, кошка, щука;

- стол, стул, кровать, чайник.

Игра «Доскажи словечко».

Хитрая плутовка – рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он не драчун, а (лук).
Игра «Закончите предложение». Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово.

Хлеб кладут в (хлебницу).
Масло кладут в (масленку).
Рыбу ловит (рыбак).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).
Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц).

5. Скороговорки

Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.

У ежа и елки иголки колки.

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

6. Работа над сюжетными картинками

Кого вы увидели на картинке? (Мальчика, собаку, щенков, маму). Что делает собака? (Лежит). Кто лежит? (Собака). Что же мы узнали о собаке? Ребята, если слова "дружат", то они помогают нам о чем-то узнать.

Это и будет предложение. В нем может быть 2, 3, 4, 5 слов.

Сколько слов в нашем предложении? Собака лежит. ( Назовите первое слово, второе слово) Я думаю, каждый из вас захочет построить свое предложение по этим картинкам. (Составление предложений и изображение схемы на доске).

 

7. Работа со стихотворением.

 

Стихотворение Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог ". Я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостает слова. Это слово вы должны будете придумать и сказать его.
"Кто придумает конец, тот и будет молодец!"

 

Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Коррекция недостаточно развитых предпосылок к систематическому обучению приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе. По наблюдениям школьной психологической службы:

 

- увеличивается количество детей с низким уровнем «школьной зрелости», психологически не готовых к обучению в школе;

 

- не посещают детский сад до 20% первоклассников;

 

Следовательно, этим детям необходима помощь специалистов (психологов, логопедов, медицинских работников, педагогов) на ранней ступени подготовки к школьному обучению и в первом классе общеобразовательной школы. Опыт работы по развитию речи позволяет сделать некоторые выводы:

 

- дети легче адаптируются к школе, меньше болеют, у них формируется положительное отношение к учителям, они с радостью идут в школу;

 

- важно, когда непосредственная работа педагога с детьми на занятиях позволяет применить самый широкий спектр методов;

 

- конкретные наблюдения, полученные при работе с детьми по развитию интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер дошкольников, изучение отношения детей к окружающей действительности могут быть полезны учителям, родителям, желающим глубже познать внутренний мир ребенка и видеть своих детей психически здоровыми;

 

- очень важно, когда рядом работают педагоги - единомышленники, которые понимают значимость психологической просветительской, профилактической, диагностической и коррекционной работы.

 

По высказываниям родителей дети стали более общительными, появилось желание заниматься дома рисованием, конструированием, лепкой, развивающими играми. Родители лучше научились понимать своих детей, приобрели дополнительные психологические знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная комплексная работа по развитию речи учащихся с задержкой психического развития позволила не только обеспечить изучение программы, но и расширить представления учащихся об окружающей действительности, о людях и их взаимоотношениях, что положительно сказалось на социализации детей данной категории.

 

 

        

  • Нестандартные приёмы в работе над развитием связной речи младших школьников
  • Воспитание экологической культуры на уроках географии
  • Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников
  • Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Темная сенсорная комната – наша сказочная страна здоровья

Создание сайта - ООО "Компьютер-сервис"

Webdesign Tirol designed by pc-didi.