• Главная
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Образовательные стандарты
  • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Информация о поступлении финансовых и материальных средств, об их расходовании по итогам финансового года
    • Средняя заработная плата
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический состав)
  • Основные сведения
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Контакты
  • Образование
    • Информация о реализуемых уровнях образования
    • Образовательные стандарты
    • Начальное общее образование
    • Основное общее образование
    • План работы школы
    • Учебный план-график
    • Учебный план
    • Педагогический совет
    • Методический совет
    • Индивидуальное обучение школьников с ОВЗ
    • Дополнительное образование
    • Рабочие программы аннотации к рабочим программам дисциплинам
    • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам
    • Информация о формах обучения
    • Нормативные сроки обучения
    • Срок действия государственной аккредитации
    • Образовательная программа
  • Документы
    • Лицензия и аккредитация
    • Устав школы
    • Локальные акты
    • Основная образовательная программа
    • Целевые образовательные программы
    • Расписание уроков
    • Кодекс профессиональной этики педагогических работников
    • Сведения о численности обучающихся, воспитанников
    • Сведения о выпускниках образовательного учреждения
    • ГИА
    • Коллективный договор
    • Самообследование
    • Правила внутреннего трудового распорядка для учащихся
    • Профсоюз
    • Публичный доклад
    • Предписание органов осуществляющих контроль (надзор) в области образования
    • Бюджетная смета
    • Правила внутреннего трудового распорядка работников
    • Программа развития
    • Программа деятельности
    • Подготовка к новому учебному году
    • Подготовка к новому отопительному сезону
  • Наша школа
    • Безопасность школы
    • Попечительский совет
    • Условия содержания
    • Информатизация школы

Включить версию для слабовидящих

Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
О школе
  • Новости
  • Сетевые образовательные ресурсы
  • Методическая копилка
  • Наши достижения
  • Внешняя общественная оценка
  • Здоровый образ жизни школьников
  • Логопедическое сопровождение
  • Медицинское сопровождение
  • Противодействие коррупции
  • Социально-педагогическое сопровождение школьников
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Психологическое сопровождение
  • Антитеррористическая безопасность
Просмотры материалов : 773482
Поиск по сайту

своими руками

seo



  • Забыли пароль?
  • Забыли логин?
  • Регистрация
| Печать |
электронный журнал - "Журнал "На службе у детства №1 2010г."

Целенаправленная система коррекции памяти

 

у детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Память является важнейшей

познавательной функцией

и может быть подвергнута

тренировке, как любая функция.

 

 

 

НЕДБАЙЛО Марина Александровна

учитель начальных классов

Память – это способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем, по мере необходимости, воспроизводить или называть их.

Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик       фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Академик С.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.

Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.

Наблюдения показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, а по мере развития ребёнка становится слабее и слабее. Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно ВЗРОСЛОГО человека.

Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний. Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.

Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.

Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.

Виды памяти:

-   словесно-логическая;

-   образная;

-   двигательная (моторная);

-   эмоциональная;

Процессы памяти:

-   запоминание;

-   сохранение;

-   воспроизведение;

-   забывание;

Типы памяти:

-   наглядно – образный;

-   словесно – абстрактный;

-   промежуточный;

Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно - двигательный, зрительно-слуховой, слуха - двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят: от возраста детей, от общего состояния организма, от направленности деятельности

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно-логическая, у учёных – абстрактно-логическая.

Среди различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с особыми образовательными потребностями  указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.

Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала  особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.

Особенно хочу остановиться на кратковременной памяти у детей.

Дефектологи Т.А.Власова и М.С.Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Следствием уменьшения объёма памяти и скорости запоминания у детей с ограниченными возможностями здоровья является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.

Очень часто, поработав с учеником над каким либо материалом, на следующий день я вижу, что ребенок не может его воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить (навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо (чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).

А так же на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего то, что привлекло внимание, что интересно, то и запомнил.

При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с особыми образовательными потребностями недоразвитие процессов памяти.

Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями:

-   церебральный соматический фактор заболевания;

-   замедленный темп созревания отдельных областей мозга;

-   уменьшение объёма памяти и скорости запоминания.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти я использую работу по образцу, т. е. ученик  работает с постоянной зрительной опорой на образец; затем время рассматривания образца постепенно сокращается (но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец). Эти виды упражнений проводятся на уроках рисования, трудового обучения,  математики (рисование узоров по клеточкам).

Кроме того, на моих уроках дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: на ограниченное время показываю детям какую-либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем показываю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости от того, с какой целью я это провожу на уроке).

Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так же все записывается в тетрадях. Детей, допустивших много ошибок, я оставляю поработать на коррекционных занятиях..

Для развития вербально-моторной памяти я добавляю следующие упражнения: например, вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения, воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, по памяти.

Для развития логической памяти я использую такие упражнения: читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили. Все это записывается в тетрадях. С теми учащимися, которые не справились с заданием или  допустили много ошибок, на уроках коррекции больше уделяю внимания работе над развитием этого вида памяти.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедится, что так запоминать легче.

 

Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения: на уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах по поводу событий, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные.

Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке, в музее, на отдыхе (ощущение запаха, шума моря и т. д.).

На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы были на экскурсии в музее и т. д.

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребенка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память – важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенном условии – при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.

Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность.

Работая с упражнениями, о которых сказано выше, очень часто использую игровые приемы: например, включаю сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, и др., могу попросить детей запомнить нужный  материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что эту информацию они должны будут вспомнить и завтра.  Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.

Для заучивания наизусть я использую рациональное  повторение:

В первый день – информацию повторить 2 раза;

Во второй день – 1 раз;

На четвертый – 1 раз;

На седьмой   день – все повторить.

Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).

Заучивание на длительное время:

В первый день – 1 раз сразу после запоминания;

Во второй день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;

На третий день – 1 раз;

На четвертый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.

Повторить:   осознанно, осмысленно, активно, не торопиться.

Работа по формированию коммуникативных способностей позволяет сделать вывод: у учащихся с особыми образовательными потребностями расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу правильно по форме и содержанию, задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.

По результатам ГПМПК в течение четырех лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.

 

 

        

  • Нестандартные приёмы в работе над развитием связной речи младших школьников
  • Воспитание экологической культуры на уроках географии
  • Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников
  • Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Темная сенсорная комната – наша сказочная страна здоровья

Создание сайта - ООО "Компьютер-сервис"

Webdesign Tirol designed by pc-didi.