- Новости
- Сетевые образовательные ресурсы
- Методическая копилка
- Наши достижения
- Внешняя общественная оценка
- Здоровый образ жизни школьников
- Логопедическое сопровождение
- Медицинское сопровождение
- Противодействие коррупции
- Социально-педагогическое сопровождение школьников
- Уполномоченный по правам ребенка
- Психологическое сопровождение
- Антитеррористическая безопасность
электронный журнал - "Журнал "На службе у детства №1 2010г." |
Целенаправленная система коррекции памяти
у детей с ограниченными возможностями здоровья
Память является важнейшей
познавательной функцией
и может быть подвергнута
тренировке, как любая функция.
НЕДБАЙЛО Марина Александровна
учитель начальных классов
Память – это способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем, по мере необходимости, воспроизводить или называть их.
Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Академик С.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.
Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.
Наблюдения показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, а по мере развития ребёнка становится слабее и слабее. Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно ВЗРОСЛОГО человека.
Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний. Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.
Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.
Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.
Виды памяти:
- словесно-логическая;
- образная;
- двигательная (моторная);
- эмоциональная;
Процессы памяти:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание;
Типы памяти:
- наглядно – образный;
- словесно – абстрактный;
- промежуточный;
Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно - двигательный, зрительно-слуховой, слуха - двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят: от возраста детей, от общего состояния организма, от направленности деятельности
У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно-логическая, у учёных – абстрактно-логическая.
Среди различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с особыми образовательными потребностями указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.
Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.
Особенно хочу остановиться на кратковременной памяти у детей.
Дефектологи Т.А.Власова и М.С.Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Следствием уменьшения объёма памяти и скорости запоминания у детей с ограниченными возможностями здоровья является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.
Очень часто, поработав с учеником над каким либо материалом, на следующий день я вижу, что ребенок не может его воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить (навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо (чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).
А так же на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего то, что привлекло внимание, что интересно, то и запомнил.
При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с особыми образовательными потребностями недоразвитие процессов памяти.
Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями:
- церебральный соматический фактор заболевания;
- замедленный темп созревания отдельных областей мозга;
- уменьшение объёма памяти и скорости запоминания.
Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти я использую работу по образцу, т. е. ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец; затем время рассматривания образца постепенно сокращается (но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец). Эти виды упражнений проводятся на уроках рисования, трудового обучения, математики (рисование узоров по клеточкам).
Кроме того, на моих уроках дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: на ограниченное время показываю детям какую-либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем показываю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости от того, с какой целью я это провожу на уроке).
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так же все записывается в тетрадях. Детей, допустивших много ошибок, я оставляю поработать на коррекционных занятиях..
Для развития вербально-моторной памяти я добавляю следующие упражнения: например, вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения, воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, по памяти.
Для развития логической памяти я использую такие упражнения: читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили. Все это записывается в тетрадях. С теми учащимися, которые не справились с заданием или допустили много ошибок, на уроках коррекции больше уделяю внимания работе над развитием этого вида памяти.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедится, что так запоминать легче.
Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения: на уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах по поводу событий, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные.
Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке, в музее, на отдыхе (ощущение запаха, шума моря и т. д.).
На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы были на экскурсии в музее и т. д.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребенка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память – важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенном условии – при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность.
Работая с упражнениями, о которых сказано выше, очень часто использую игровые приемы: например, включаю сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, и др., могу попросить детей запомнить нужный материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что эту информацию они должны будут вспомнить и завтра. Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.
Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:
В первый день – информацию повторить 2 раза;
Во второй день – 1 раз;
На четвертый – 1 раз;
На седьмой день – все повторить.
Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).
Заучивание на длительное время:
В первый день – 1 раз сразу после запоминания;
Во второй день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;
На третий день – 1 раз;
На четвертый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.
Повторить: осознанно, осмысленно, активно, не торопиться.
Работа по формированию коммуникативных способностей позволяет сделать вывод: у учащихся с особыми образовательными потребностями расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу правильно по форме и содержанию, задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.
По результатам ГПМПК в течение четырех лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.