электронный журнал - "Журнал "На службе у детства №1 2010г."

Воспитание экологической культуры

на уроках географии

 

Одной из наиболее острых проблем современности является сохранение среды обитания человечества. Любые успехи научно-технологического прогресса будут обесценены, если они сопровождаются разрушением природы. Человек не сможет жить без чистого воздуха, свободных от вредных примесей воды и продуктов питания.

Тейяр Де Шарден

 

КАМЕНСКАЯ Наталья Валентиновна

учитель географии

 

Выбор данной темы был обусловлен резко обострившейся экологической ситуацией в стране. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15% её территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Несмотря на то, что в сфере охраны задействованы все рычаги управления: сформирована нормативно - правовая база, экономический механизм, функционируют многочисленные природоохранные органы, – ситуация продолжает оставаться критической. Одной из причин является низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убеждённость и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.

Поэтому очень важно повышать уровень сознательности детей, прививать бережное отношение к природе, вызывать озабоченность её состоянием, обеспечивать подготовленность каждого ребёнка к нравственному поведению в природной среде, учить ребят общению с ней.

Особое место занимают региональные экологические проблемы. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний, становления экологической гражданственности.

В 6 классе все ребята проявили интерес к новому предмету. Но с первых, же дней выявилось, что уровень экологической культуры у всех учеников низкий. Их экологическая грамотность сводилась к минимуму. Источники загрязнения воздуха – выхлопные газы автомобилей – назвали 88,5% учащихся, а источники загрязнения водоёмов – заводы, фабрики – 80,8% учащихся. Другие источники загрязнения земли учащиеся назвать и выбрать затруднялись. У большинства детей отмечалась  повышенная утомляемость и недостаточно развитая речь, мышление,  память и внимание.  Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала ниже нормы.

Осознав эти проблемы, я стала изучать новые психологические и педагогические подходы и апробировать различные методические приёмы на уроках. В   течение последних лет процесс воспитания экологической культуры на уроках географии осуществлялся непрерывно. Теоретическая подготовка сочеталась с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.  По моему глубокому убеждению, внимание и понимание – самая большая помощь, которую учитель может оказать ребенку. Несмотря на возможные неудачи в учебе, учащийся должен чувствовать нашу поддержку. Система познавательных учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня реальной подготовки учащихся, повышает эффективность обучения и воспитания экологической культуры прямо на уроке, через учебный материал. Открываются новые возможности: иной подход в построении, конструировании урока с элементами новизны и неожиданности, а значит, заинтересованное отношение учащихся, другой стиль взаимоотношения учащихся, другой эмоциональный настрой и другие результаты (а в связи с этим другое самоощущение, другая самооценка), что особенно важно для моих учеников. Совместно с классными руководителями и родителями учащихся с целью комплексного воздействия, используем свободное время для воспитания экологической      культуры через средства массовой информации и личный опыт.

На каждом уроке отвожу время (3 – 5 минут) на конкурс знатоков природы. Учащиеся дополнительно готовят небольшие сообщения о природе. Они делятся личными    наблюдениями, обращаясь к своему жизненному опыту, полученными знаниями, из  средств массовой информации, рассказов родителей. Такие сообщения пробуждают интерес и любовь к окружающей природе, формируют готовность к защите природы, повышают информированность и экологическую грамотность, развивают речь и внимание.

Например: Трава у дома… Каждый день видим мы ее. Вот густой щеткой она выбивается из земли у самого крыльца, вот мягким ковром стелется по пригорку, вот бурьяном разрослась в придорожной канаве…  Мы ходим по ней, мы топчем ее. А взгляд скользит по поверхности, не задерживаясь на скромных ее цветах, стебельках и листьях. Но исчезни она, и нам станет неуютно, плохо…. Вот тогда мы понимаем вдруг, как нужна простая трава у дома. И не случайно космонавты в космосе ждут той минуты, когда можно будет босыми ногами ступить на нее. Есть даже песня: « И снится нам не рокот космодрома, не эта ледяная синева, а снится нам трава, трава у дома, зеленая, зеленая трава…».

-  Какие травы растут у ваших домов?

-  Какова значимость для вашей жизни лекарственных трав?

-  О чем мечтают люди, находясь вдали от дома?

При проведении экскурсий и практических работ на местности закрепляю у учащихся умения применять правила поведения в природе и провожу конкретные мероприятия по охране природы своего города.

На таких уроках учащиеся ещё раз убеждаются в личной ответственности каждого засостояние окружающей среды и необходимости соблюдать правила природоохранного поведения.

Например: место проведения экскурсии или практической работы всегда убираем от имеющегося мусора.

 

Во время экскурсии предлагаю учащимся выполнить следующие задания:

-    проследите изменение цвета неба, воды, луга, поля, обратите внимание на поведение птиц, насекомых и других представителей животного мира;

-    рассмотрите цветы, не срывая их, любуйтесь их красотой, обратите внимание на количество лепестков, их симметричность;

-    найдите сухие причудливые ветки, корневища. На что они похожи?

Наблюдаем за характером воздействия человека на природную среду, за антропогенными изменениями природных условий. Определяем санитарное состояние вод, воздуха, источники загрязнения, влияние географических факторов на степень загрязнения окружающей среды, меры по ее защите.

-    Какова значимость для вашей жизни водных ресурсов? Почв? Разнообразие живых организмов?

-    Если бы вас попросили, как можно более кратко охарактеризовать реку Дон, какие эпитеты вы бы предложили? Какое слово стало бы ключевым?

-    Каково количество воды в реке?

-    Для каких целей эту воду можно использовать?

-    Чем загрязняется вода в реке?

-    Откуда поступают загрязнения, как они влияют на природные особенности реки?

-    Какие меры надо предпринять для защиты и сохранения благоприятных качеств водоемов?

По результатам экскурсий в природу учащиеся оформляют выставки «Природа и фантазия», готовят рефераты, делают слайды для мультимедийных презентаций.

Познавательную активность хорошо стимулируют географические игры. В процессе игры активизируются все психические процессы: внимание, память, наблюдательность. Учащиеся в игровой форме глубже и легче познают окружающую действительность, приобретая собственный и чувственный опыт, что особенно важно для формирования бережного отношения к природе у учащихся.

Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы Роcсии и Ростовской области, привлечение их внимания к природоохранительной тематике. Учащиеся представляют экологические проблемы в командах с названиями: «Эколог», «Озон», «Общество зеленых».

Изучив карты, литературу и учебники, учащиеся вносят конкретные предложения по сохранению природы и здоровья населения.

Большое значение имеют развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, ребусы, потому что они не требуют большой подготовки, но решают много образовательных задач. В основе этого игрового средства лежит исследовательский рефлекс «что такое?».

Но самое важное место в работе занимают деловые игры, они основаны на трудовом усилии и интеллектуальном напряжении. Использование игр позволяет развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение вести  спор, вызывает живой интерес к современным экологическим проблемам.

Например: учащимся предлагается провести игру «Совет живых существ»: учитель предлагает всем существам по очереди высказаться о том, что происходит с каждым из них и со всей планетой. Роли людей на этом этапе должны отсутствовать. После того, когда все высказались, некоторым учащимся предлагается взять на себя роль человека. Начинается диалог – обращение существ к людям и ответы людей существам. Учитель предлагает существам высказаться о том, какие качества, помогающие им выжить, они предлагают людям, чтобы у людей хватало сил спасти планету.

В ходе решения задач экологического содержания ученики самостоятельно получают новую, иногда неожиданную для себя информацию, что способствует более глубокому пониманию школьниками существа экологических проблем, формированию убеждённости в необходимости их решения.

Например: площадь Ростовской области – 100,8 тыс. кв. км. Лесистость – 3,8%. Лесистость оптимальная  для охраны почв от эрозии и защиты полей от суховеев и пыльных бурь) – 5- 6%. Определить: какую площадь необходимо дополнительно покрыть лесами, чтобы достичь на территории области оптимальной лесистости? Если необходимо, то где? Справка: Лесистость = S (территории покрытая лесами) : общая S (территории)  100%.

Наиболее распространенной педагогической технологией, которая используется на уроках географии и во внеклассной работе, является групповая работа. Суть данной технологии можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Класс заранее необходимо разделить на несколько групп, в каждой группе выбирается консультант (лидер). Вместе с лидерами учитель готовит все необходимое к уроку: карточки для каждой группы, где могут быть теоретические и практические задания, проблемы, задачи, упражнения по карте, необходимый раздаточный материал, мультимедийные презентации, информационные ссылки на Интернет-ресурсы.

Например: В процесс подготовки и проведения «Недели географии» было вовлечено много участников. Задания распределили между творческими группами и отдельными участниками.  На помощь пришли и учителя и родители.

Мама Дениса Г. помогла ребятам красиво оформить стенгазету. Учитель информатики  помогла в работе над мультимедийной презентацией «Стихийные природные явления».

Такая форма проведения внеклассного мероприятия сплотила всех участников. Ребята по-новому оценили свои возможности. Совместные усилия учителей и учащихся при подготовке таких внеклассных занятий способствует усилению воспитательного потенциала данного занятия, расширяет кругозор школьников, убеждает их в необходимости получения разнообразных знаний для решения реальных жизненных проблем, воспитывают географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения и т. д.

Учитывая особенности детей все уроки строю так, чтобы задания для удовольствия не превратились в средство перегрузки, иначе учащиеся потеряют интерес к предмету. Эффективно использую при изучении региональных экологических проблем уроки – дискуссии. Выбор региональных тем очень велик.

Например: При изучении географии России была организована экскурсия в село   Круглое, которое расположено на берегу Азовского моря, а точнее Таганрогского залива.

 

 

 

 

 

 

 

Я предложила детям дискуссию по теме: «Проблемы Азовского моря». Вопросы предложила заранее.

-    Какие страны располагаются в пределах водосборного бассейна Азовского моря?

-    Для какой из них Азовское море имеет большое хозяйственное значение?

-    К чему привело строительство Цимлянского и Краснодарского водохранилищ?

-    Назовите основные загрязнители вод?

-    Что можете сказать о гребневике?

-    Что необходимо для улучшения экологического состояния Азовского моря?

На таких уроках  каждый ученик может проявить больше своих индивидуальных способностей. Учащиеся приобретают полезный опыт общения друг с другом, учатся отстаивать свои взгляды, слушать мнение другого, решать задачи коллективно.

Проведенная работа помогла показать последствия воздействия человека на природу, выделить взаимные связи «природа - человек», закрепить знания о путях улучшения природы своей местности, её охраны от истощения и загрязнения, и была направлена на воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, формирование понимания необходимости охраны природы.

В результате данной работы наблюдается  следующее, учащиеся могут:

-   указать  значение  предлагаемого  объекта  для   человека  и   для  природы – 100 %;

-   назвать какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения (не менее 3) – 92,3 %;

-   назвать причины их возникновения  (не менее 3) – 88,5 %;

-   предложить пути решения данных проблем (не менее 3) – 92,3%.

Целенаправленная комплексная работа по воспитанию экологической культуры на уроках географии позволяет обеспечить успешное изучение курса географии и повысить экологическую грамотность учащихся, информированность, убеждённость и активность в повседневной реализации природопользования.